Информационная карта успешной практики «Веселый алфавит»
МБДОУ «ДС №32 «Снегирек»
наименование муниципального учреждения
№ п/п | Параметры описания | Содержание |
I. Общие сведения | ||
1. | Название | «Веселый алфавит»
Обучению грамоте детей старшего возраста. Игровая среда внутри и за пределами детского сада. |
2. | Учреждение
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Снегирек» |
2.2 | Субъекты взаимодействия (сотрудничества) | Дети старшей и подготовительной к школе группы и их родители (законные представители). |
3. | Начало реализации | 2019 год |
4. | Форма организации образовательной (просветительской) деятельности | Образовательная деятельность включается во фронтальные логопедические занятия по обучению грамоте и индивидуальную деятельность, запланированную по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. |
6. | Масштабность
|
Успешная практика реализуется в масштабе:
образовательного учреждения, в группе компенсирующей направленности. |
7. | Результативность успешной практики: | |
7.1 Динамика охвата обучающихся успешной практикой по годам | 2019- 2021 год — 36 человек.
|
|
7.2. Достижения обучающихся, охваченных успешной практикой (за последние пять лет)
|
Указать уровень олимпиад и конкурсов, их название и количество победителей, призеров, участников, охваченных успешной практикой
Воспитанники практики «Веселый алфавит» успешно пошли в школу, участвовали в течение года в конкурсах: — Всероссийский конкурс «Вопросита» «Звукоград», 2019г., победитель 1 место; -Всероссийский конкурс «Вопросита» «Путешествие по стране букв и звуков», 2019г., победитель 1 место; — Всероссийский конкурс «Горизонты педагогики» «Сказочные словосочетания», 2019г., победитель 1 место; — Городской конкурс чтецов «Летят по небу шарики», 2020г., сертификат участника. |
|
8. | Межведомственное взаимодействие | Благодаря организованной совместной деятельности с родителями, настрой в образовательной игре детей изменился в лучшую сторону, а родители оценили важность внимания к дошкольному обучению своих детей.
Работа проводится в форме групповой и индивидуальной деятельности и мастер-классов, организованных совместно с педагогами ДОУ и родителями детей. |
9. | Поддержка успешной практики | Администрацией МБДОУ «ДС №32 «Снегирек» |
10. | Сетевое взаимодействие | Взаимодействие между группами МБДОУ «ДС №32 «Снегирек» |
11. | Распространение успешной практики | -Выступление на собрании в МБДОУ «ДС №32 «Снегирек» с агитацией включения в работу воспитателей разнообразия по обучению грамоте детей;
-Победа в конкурсе Л.С. Выготского 2019-2020 гг.; -Участие в работе «Летней школы 2020» Всероссийского конкурса Л.С. Выготского; -Размещение информации в интернет ресурсах «Образовательная среда: эффективность, качество, результат». «Развитие дошкольников посредством влияния на неречевые процессы, связанные с речью с помощью развивающего пособия «Веселый алфавит»; -Всероссийский научно-педагогический журнал «Академия интеллектуального развития» август 2019 часть3 «Формирование грамматического строя речи – длительный и трудоемкий процесс»; -Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов «Мир дошколят» октябрь 2019 «Словарная работа в подготовительной логопедической группе дошкольного образовательного учреждения». |
12. | Риски при реализации успешной практики | Отсутствие материала, времени для изготовления и применения пособия. |
II. Основные содержательные характеристики успешной практики и условия её реализации | ||
1. | 1.1. Описание успешной практики: | |
— актуальность
|
Перед современным обществом как никогда остро стоит проблема заинтересованности в обучении подрастающего поколения. Работу в данном направлении необходимо вести с первой ступени системы образования – дошкольного.
Именно дошкольный возраст является периодом формирования звуковой стороны речи. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения. Чтобы интересно и эффективно прошло обучение, играючи воспринялся нужный материал необходимо постоянно искать разнообразные приемы и игры. Так было оформлено пособие «Веселый алфавит». |
|
— цели и задачи
|
Цель: создание условий для овладения звуковым анализом при изучении алфавита тем самым создавая единое пространство речевого развития ребёнка (воспитанников МБДОУ «ДС №32 «Снегирек», педагогов, родителей).
Задачи: — учить и закреплять знания детей в умении проводить звуковой анализ слов; — сделать родителей участниками образовательных отношений; |
|
— прогнозируемые образовательные результаты и эффекты | Улучшение понимания понятий звука и буквы детьми, понятий гласные, согласные твердые мягкие, звонкие глухие.
Привлечение внимания родителей к интересному обучению детей. |
|
— уникальность | Восприятие учебного материала в необычной форме. Наиболее понятный метод – это когда наши дети могут посмотреть, потрогать и послушать. Это объединилось в «Веселом алфавите». | |
— практическая значимость | В старшей группе у детей улучшаются навыки звукового анализа слов. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении в необычной запоминающейся форме. В подготовительной группе проходит знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания с помощью «Веселого алфавита» овладевают слоговым и слитным способами чтения. В ходе реализации практики расширяются и раскрываются потенциальные возможности каждого из участников. | |
— возраст обучающихся | 5-8 лет | |
— особенности обучающихся, на которых ориентирована успешная практика | Практика ориентирована на детей с тяжелыми нарушениями речи т. к. детям с ТНР особенно сложно овладеть навыками звукового анализа слов, слоговой структуре слова. А при воздействии на все анализаторы и в необычной форме возможность положительного обучения увеличивается. | |
— охват обучающихся | Работа проводится с группой компенсирующей направленности в течение учебного года. | |
— основные этапы реализации
|
Подготовительный этап: совместная разработка с участниками проекта, календарно-тематического плана на год, составление расписания деятельности. Изготовление пособия.
Основной этап: внедрение пособия в образовательную деятельность. Заключительный этап: анализ проведенной работы. |
|
1.2. Методы и технологии | 1. Практический метод.
2. Словесные методы. 3. Наглядный метод. 4. Ситуационный метод. |
|
2. | Форма представления интеллектуальной деятельности обучающихся | Проект, творческое задание, пособие |
3. | Формат взаимодействия ученых, экспертов, практикующих специалистов с детьми | Совместная деятельность. |
4. | Форматы педагогической поддержки, реализуемые в рамках практики | Индивидуальный подход, личностная траектория ребенка, творчество, инициативность, проектирование совместной деятельности. |
5. | Условия реализации и ресурсы: | |
5.1. Комфортность, доступность образовательной среды
|
— Эргономичность образовательной среды, её соответствие содержанию практики, условию сохранения физического здоровья обучающихся;
— Организация рабочей атмосферы. |
|
5.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении | Практический метод – изготовление продуктов деятельности.
Словесные методы — беседа, рассказ, чтение. Ситуационный метод. |
|
5.3. Кадры
|
В реализации практики заняты педагоги, учитель-логопед и родители группы. | |
5.4. Материально-техническая база, оборудование, программное обеспечение, цифровые ресурсы
|
Успешная практика реализуется на материально-технической базе МБДОУ «ДС № 32 «Снегирек»
Используется следующее оборудование: — столы, стулья по количеству детей, наборы для творчества согласно замыслу (крупы, ткани, маленькие фигурки, пластилин, клей, картон, цветная бумага, ножницы, трафареты, стеки, фигурные дыроколы, и т.д.). Используется следующее программное обеспечение: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. |
|
5.5. Объемы и источники финансирования | Внебюджетные источники. | |
5.6. Авторские права на успешную практику принадлежат | Разработчикам | |
6. | Контактные данные лица, ответственного в образовательном учреждении за реализацию успешной практики | |
— Фамилия Имя Отчество | Некипелова Евгения Александровна | |
— должность | Учитель-логопед | |
— телефон (раб.) | 8 995 507 23 36 | |
-адрес электронной почты | nekipelowa.jenya@yandex.ru |
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32 «СНЕГИРЕК»
(МБДОУ «ДС №32 «СНЕГИРЕК»)
ул. Севастопольская, д. 7в, р-н Центральный, г. Норильск, Красноярский край, 663305, телефон: (3919) 46-19-39 E-mail: mdou32@norcom.ru дс-снегирек.рф ЕГРЮЛ (ОГРН) 1022401630767 ОКПО 58799249 ИНН/КПП 2457051671/245701001
Информация для размещения
«Карта успешных образовательных практик Норильска»
Проект «Веселый алфавит»
Сегодня перед современным обществом остро стоит проблема дать равные возможности в обучении всем детям. Работая в группе компенсирующей направленности, замечаешь, что с каждым годом численность детей с нарушениями речевого развития растет. Детям с тяжелыми нарушениями речи особенно сложно овладеть навыками общения.
Мы знаем, что в старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
За девять лет работы учителем-логопедом в логопедической группе было использовано и придумано большое количество приемов для обозначения и объяснения детям правил звукового анализа, разницы между звуком и буквой. Наиболее понятный метод – это когда наши дети могут посмотреть, потрогать и послушать. Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Поэтому были придуманы «Необычные алфавиты»:
— алфавит из зерен кофе (Буквы привлекают необычностью форм, ощущением, когда изучаешь элементы буквы, запоминается неповторимый аромат);
— вязаный алфавит (Буквы помогают с помощью цветового оформления запомнить звуки, определить мягкость и твердость с помощью наполнения буквы. Эти буквы привлекают детей напоминая им мягкую игрушку. В игре с ними дети легко запоминают звуки и букву обозначающую их)
— алфавит «Природная азбука! Я умею, я смогу, я сам сделаю алфавит!» (Дети вместе с родителями делали (по мере изучения звуков и букв) буквы из природного материала (кофе, разные крупы, камешки и т.д.). Такое необычное изготовление букв способствовало их запоминанию)
— алфавит для улицы. (Буквы, сделанные из поролона (в цвете гласные звуки – красные, согласные твердые – синие, согласные мягкие – зеленые) и упакованы в прозрачные квадраты (для удобства эксплуатации) с цветными крючками для игр и набором картинок к данному алфавиту). Играя с такими буквами, в звуковом обозначении цветом дети повторяют пройденный материал на прогулке).
Имея столько пособий для улучшения качества запоминания букв, звуков и их характеристик, захотелось соединить все в одном пособии «Веселый алфавит». Алфавит, который бы был в группе для наглядного объяснения характеристик звуков (гласные, согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие, так чтобы было детям понятно, что два звука может быть у одной буквы) и их обозначающих на письме букв и который могли бы изготовить родители дома вместе с ребенком для более яркого запоминания.
Целью практики является, создание условий для овладения звуковым анализом при изучении алфавита тем самым создавая единое пространство речевого развития ребёнка.
Задачи:
— учить и закреплять знания детей в умении проводить звуковой анализ слов;
— развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие;
— сделать родителей участниками образовательных отношений;
— оказать практическую помощь родителям в организации игровых занятий в домашних условиях по звуковому анализу.
Воспитательно-образовательная деятельность осуществляется на базе МБДОУ «ДС № 32 «Снегирек».
Результаты практики представлены в форме совместно изготовленных пособий и проведенных мероприятий.
В ходе реализации практики по итогам опроса значительно повысился интерес детей, педагогов, родителей к образовательному процессу.
Игровая среда внутри и за пределами детского сада наполнилась новыми идеями и пособиями.
Куратор проекта: Некипелова Евгения Александровна, учитель-логопед МБДОУ «ДС №32 «Снегирек»
Контактная информация:
Адрес: 663300, Красноярский край, город Норильск, Центральный район, улица Севастопольская, дом 7 «в».
Телефон: (3919) 46-19-39
Официальный сайт: ДС-СНЕГИРЕК.РФ
E—mail: mdou 32@ norcom.ru