Тонкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, они требуют специального развития.
В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к обучению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень слабо развиты пальцы рук.
Родителей это беспокоит, поскольку очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять пальцы рук, развить силу и выносливость мышц кисти.
В первую очередь развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.
Летом используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.
Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку 2-3 лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т. д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.
Способы развития тонкой моторики
Комплекс гимнастический
- Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
- Прижать вплотную руку к столу ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
- Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному.
- Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.
- Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Можно сопровождать это словами: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».
- Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
- Ладони лежат на столе. Задача ребенка — поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
- Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
- Положите на стол десять-пятнадцать карандашей или палочек. Нужно одной рукой попытаться собрать все карандаши (палочки). При этом помогать другой рукой нельзя и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.
- Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, чтобы сначала сверху оказывался средний палец, а потом — указательный.
- Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну
и другую сторону. А теперь попросите его перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону. - Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками
пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую — с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу. Ребенок должен повторить или делать вместе с вами предложенное упражнение.
Комплекс рисуночный
Попросите ребенка как можно аккуратнее обвести контур рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.
Упражнение «Узнай, кто я»
Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это». Руку не отрывать от бумаги.
Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку 6-7 лет).
Игра «Самолеты за облаками»
Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.
Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них — облака.
Вы говорите ребенку: «Смотри, какие разные облака — одно совсем черное, и самолета за ним почти не видно, а другое — светлое, и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом — ночью, дом — вечером.
Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки
Покажите ребенку рис. 64, на котором представлен образец, — три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг — средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной двух строк.
Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.
Игра «Я самый меткий»
Ребенок должен проводить линии карандашом (рис. 65, а, б и в), точно попадая в мишени (руку не отрывать). Ребенку даются следующие инструкции:
- Попади мячом и сбей палочку.
- Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
- Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.
- Проведи свой корабль (кратчайшим путем) так, чтобы он не сел на мель.
- Попади мячом в баскетбольную «корзину».
- Поезжай по извилистой дороге.
- Быстро пробеги по лабиринту.
- Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
- Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в
другую).
Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.
Упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки «Теппинг-тест»
В квадратах (рис. 66, а) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенку дают команду на переход к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек — за 30 секунд. (Используется простой мягкий карандаш.)
Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а измерение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости: это подтвердит и график изменения работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а по горизонтали — временные отрезки (рис. 66, б).
График изменения работоспособности (выносливости)
О быстрой утомляемости ребенка можно говорить, если вначале он работает быстрее, а затем идет снижение кривой. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствуют о высокой работоспособности и хорошей выносливости.
Желательно это упражнение провести для обеих рук.
Обязательное условие упражнения — работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы потом их можно было подсчитать.