663305, Россия, Красноярский край, г. Норильск, Центральный район, ул. Севастопольская, д. 7 «в»
Поиск
Close this search box.

Адаптация ребенка в ДОУ

2

Определение степени адаптации ребенка к условиям ДОУ

Степень адаптации/показатели
легкая средняя тяжелая
1. К 20-му дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит. 1. Нарушения в общем состоянии выражены ярко и длительны. Аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает. 1. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается.
2. Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем. 2. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня. 2. Настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ.
3. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. 3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное. 3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбужденное.
4. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. 4. Отношение к детям избирательное. 4. Отношение к детям – избегает, сторонится их или проявляет агрессию.
5. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2-х недель. 5. Интерес к окружающему восстанавливается долго. 5. Отказ от участия в деятельности.
6. Заболеваемость не более 1 раза, длительностью не более 10 дней. 6. Заболеваемость до 2 раз, длительность не более 10 дней, без осложнений. 6. Респираторные заболевания более 3-х раз, длительностью более 10 дней.

 

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:

  • Беспокойство
  • Страх
  • Заторможенность или повышенная возбудимость
  • Капризность
  • Раздражительность
  • Упрямство 

Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку,

дома необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
  2. Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет это вообще противопоказано!
  3. Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  4. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  5. Сообщить медсестре и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  6. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  7. При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновением), а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
  8. Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
  9. Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.
  10. Пораньше забирать из детского сада.
  11. Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет занять себя, отвлечься.
  12. Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных тонах. Ни в коем случае не высказывать свое недовольство воспитателем в присутствии ребенка.
  13. Если ребенок возбудимый, то подвешивать над его кроваткой мешочки с успокаивающими сборами трав, но прежде проконсультироваться с врачом.
  14. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  15. При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
  16. Уважать своего ребенка, быть к нему внимательным, но и не «баловать»

Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному.

У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.

Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует ваше настроение, и ваши переживания.

По материалам журнала «Справочник педагога-психолога» № 7 2013г.

Дата обновления страницы: 23.07.2021

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122