Определение степени адаптации ребенка к условиям ДОУ
Степень адаптации/показатели | ||
легкая | средняя | тяжелая |
1. К 20-му дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит. | 1. Нарушения в общем состоянии выражены ярко и длительны. Аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает. | 1. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается. |
2. Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем. | 2. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня. | 2. Настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. |
3. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. | 3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное. | 3. Отношение к близким взрослым – эмоционально-возбужденное. |
4. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. | 4. Отношение к детям избирательное. | 4. Отношение к детям – избегает, сторонится их или проявляет агрессию. |
5. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2-х недель. | 5. Интерес к окружающему восстанавливается долго. | 5. Отказ от участия в деятельности. |
6. Заболеваемость не более 1 раза, длительностью не более 10 дней. | 6. Заболеваемость до 2 раз, длительность не более 10 дней, без осложнений. | 6. Респираторные заболевания более 3-х раз, длительностью более 10 дней. |
Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации:
- Беспокойство
- Страх
- Заторможенность или повышенная возбудимость
- Капризность
- Раздражительность
- Упрямство
Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку,
дома необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Соблюдать режим дня – ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости – это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.
- Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет это вообще противопоказано!
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Сообщить медсестре и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновением), а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
- Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).
- Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.
- Пораньше забирать из детского сада.
- Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков – ребенку легче будет занять себя, отвлечься.
- Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях – обязательно в радостных тонах. Ни в коем случае не высказывать свое недовольство воспитателем в присутствии ребенка.
- Если ребенок возбудимый, то подвешивать над его кроваткой мешочки с успокаивающими сборами трав, но прежде проконсультироваться с врачом.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
- Уважать своего ребенка, быть к нему внимательным, но и не «баловать»
Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному.
У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.
Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад – ведь ребенок чувствует ваше настроение, и ваши переживания.
По материалам журнала «Справочник педагога-психолога» № 7 2013г.