Страничка учителя-логопеда: Рудакова Екатерина Сергеевна

Рудакова Екатерина Сергеевна

учитель -логопед в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи.

Первичная профилактика речевых нарушений  начинается еще до рождения ребенка, путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий.

Здоровье подрастающего поколения зависит от ряда условий, связанных главным образом с экологией, ее влиянием на иммунную, нервную и эндокринную системы.

К биологическим факторам риска речевых нарушений относится также и семейная отягощенность патологией речи. Как, правило, речевые нарушения не возникают на фоне полного здоровья.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно.

Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

В семье должны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.

·         Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

·        Не искажать речь

·       В случае появления у ребенка быстрого темпа речи, «захлебывания» словами, необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

·        Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.

·   В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и пр.

·   Необходимо помнить, что устную речь у ребёнка надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности. 

Соблюдайте 7 правил для стимуляции речевого развития:

1. С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования малыша, при этом почаще давайте возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией;

2. Понизить зашумлённость среды: выключить ТВ, видео, радио и т.д. Включать их ребёнку только на время активного прослушивания или просмотра (от 3 до 15 минут за один раз).

3. Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать;

4. Говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами  и не разрешайте делать этого другим взрослым.

5. Развивайте артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.

6 . Развивайте мелкую моторику: массируйте пальчики, давайте работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т.д.

7. Не сравнивайте ребенка, ни с какими другими детьми.

Самое главное — верить в положительный результат!

Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи. 

Пальчиковые кинезиологические упражнения

Буклет «Артикуляционная гимнастика в игре дома»