Главная / Предупреждение недостатков речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Предупреждение недостатков речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов-логопедов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего речевого, умственного, физического и эмоционального развития ребенка. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. Что же способствует правильному речевому воспитанию?
  • Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окружающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вследствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не все успевает услышать и понять.
  • Если ребенок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает ребенка, может вызвать боязнь «открыть рот», даже отвращение к речи.
  • Не следует раздражаться детской болтовней, малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.
  • При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями – это может привести к заиканию.
  • При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребенком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.
  • Не рекомендуется перегружать ребенка – учить буквы, обучать чтению в трех-четырехлетнем возрасте без его желания; результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные , наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.
  • Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребенка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
  • Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
Подготовила учитель-логопед Негина О.Н.