Главная / Хорошо ли развита у ребенка тонкая моторика пальцев рук

Хорошо ли развита у ребенка тонкая моторика пальцев рук

Тонкая моторика — это разновидность движений, в которых участ­вуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным реф­лексом, как ходьба, бег, прыжки, они требуют специального разви­тия.

В процессе консультирования по вопросу, готов ли ребенок к об­учению в школе, мы часто имеем дело с детьми, у которых очень сла­бо развиты пальцы рук.

Родителей это беспокоит, поскольку очевидно, что у таких детей будут трудности с письмом, и они озадачены, как же упражнять паль­цы рук, развить силу и выносливость мышц кисти.

В первую очередь развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребенку необходимы разно­образные физические упражнения, занятия физкультурой.

Постарайтесь ограничить использование в рисовании фломасте­ров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мыш­цы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цвет­ные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятель­ности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска (по­купайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами (желательно небольшого размера), пришивание пуго­виц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конст­руирование из мелких деталей.

 Летом используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сор­няков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

 Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уров­нем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Если ребенку 2-3 лет удаются изолированные движения пальцев (может по­казать отдельно один палец, два и т. д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита и речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и под­готовки его к письму.

 

Способы развития тонкой моторики

Комплекс гимнастический

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Прижать вплотную руку к столу ладонью вниз и поочередно сги­бать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымян­ный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одно­временно.
  5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каж­дой рукой, затем сразу обеими. Можно сопровождать это слова­ми: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражне­ние в обратном порядке.
  7. Ладони лежат на столе. Задача ребенка — поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
  9. Положите на стол десять-пятнадцать карандашей или палочек. Нужно одной рукой попытаться собрать все карандаши (палоч­ки). При этом помогать другой рукой нельзя и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ре­бенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.
  10. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Да­лее выполнять движения так, чтобы сначала сверху оказывался средний палец, а потом — указательный.
  11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну
    и другую сторону. А теперь попросите его перекатывать пальцами одной руки, вра­щая то в одну, то в другую сторону.
  12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками
    пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую — с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу. Ребенок должен повторить или делать вместе с вами предложенное упражнение. 

Комплекс рисуночный

Попросите ребенка как можно аккуратнее обвести контур рисунка, не отрывая карандаш от бумаги. 

Упражнение «Узнай, кто я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это». Руку не отрывать от бумаги.

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это бы­ло не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку 6-7 лет). 

Игра «Самолеты за облаками»

Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.

Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них — облака.

Вы говорите ребенку: «Смотри, какие разные облака — одно совсем черное, и самолета за ним почти не видно, а другое — светлое, и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом — ночью, дом — вечером.

Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кисти руки

Покажите ребенку рис. 64, на котором представлен образец, — три гео­метрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг — средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной двух строк.

Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

 Игра «Я самый меткий»

Ребенок должен проводить линии карандашом (рис. 65, а, б и в), точно попадая в мишени (руку не отрывать). Ребенку даются следующие инструкции:

  1. Попади мячом и сбей палочку.
  2. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
  3. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.
  4. Проведи свой корабль (кратчайшим путем) так, чтобы он не сел на мель.
  5. Попади мячом в баскетбольную «корзину».
  6. Поезжай по извилистой дороге.
  7. Быстро пробеги по лабиринту.
  8. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
  9. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в
    другую).

Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ре­бенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.

Упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц кисти руки «Теппинг-тест»

В квадратах (рис. 66, а) ребенок должен поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжает­ся 30 секунд, через каждые 3 секунды ребенку дают команду на переход к следующему квадрату. Затем осуществляется подсчет количества проставленных точек в каждом квадрате и общее количество точек — за 30 секунд. (Используется простой мягкий карандаш.)

Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд, является показателем быстроты работы (максимального темпа), а измерение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о его работоспособности и выносливости: это подтвердит и график изменения работоспособности, в котором по вертикали отмечается количество точек, а по горизонтали — временные отрезки (рис. 66, б).

 График изменения работоспособности (выносливости)

О быстрой утомляемости ребенка можно говорить, если вначале он работает быстрее, а затем идет снижение кривой. Наоборот, повышение темпа работы или ровная линия свидетельствуют о высокой ра­ботоспособности и хорошей выносливости.

Желательно это упражнение провести для обеих рук.

Обязательное условие упражнения — работа в максимальном темпе без остановки. Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные места квадрата, чтобы потом их можно было подсчитать.