Успешные практики

Информационная карта успешной практики

МБДОУ «ДС №32 «Снегирек»

наименование муниципального учреждения

 

№ п/п Параметры описания Содержание
I. Общие сведения
1. Название «Веселый алфавит»

Обучению грамоте детей старшего возраста. Игровая среда внутри и за пределами детского сада.

2. Учреждение

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 «Снегирек»
2.2 Субъекты взаимодействия (сотрудничества) Дети старшей и подготовительной  к школе группы и их родители (законные представители).
3. Начало реализации 2019 год
4. Форма организации образовательной (просветительской) деятельности Образовательная деятельность включается во фронтальные логопедические занятия по обучению грамоте и индивидуальную деятельность, запланированную по  адаптированной основной образовательной программе  дошкольного образования  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
6. Масштабность

 

Успешная практика реализуется в масштабе:

образовательного учреждения, в группе компенсирующей направленности.

7. Результативность успешной практики:
7.1 Динамика охвата обучающихся успешной практикой по годам 2019- 2020 год — 26 человек.

 

7.2. Достижения обучающихся, охваченных успешной практикой (за последние пять лет)

 

Указать уровень олимпиад и конкурсов, их название и количество победителей, призеров, участников, охваченных успешной практикой

Воспитанники практики «Веселый алфавит» успешно пошли в школу, участвовали в течение года в конкурсах:

— Всероссийский конкурс «Вопросита» «Звукоград», 2019г., победитель 1 место;

-Всероссийский конкурс «Вопросита» «Путешествие по стране букв и звуков», 2019г., победитель 1 место;

— Всероссийский конкурс «Горизонты педагогики» «Сказочные словосочетания», 2019г., победитель 1 место;

— Городской конкурс чтецов «Летят по небу шарики», 2020г., сертификат участника.

8. Межведомственное взаимодействие Благодаря организованной совместной деятельности с родителями, настрой в образовательной игре детей изменился в лучшую сторону, а родители оценили важность внимания к дошкольному обучению своих детей.

Работа  проводится в форме групповой и индивидуальной деятельности и мастер-классов, организованных совместно с педагогами ДОУ и родителями детей.

9. Поддержка успешной практики Администрацией МБДОУ «ДС №32 «Снегирек»
10. Сетевое взаимодействие Взаимодействие между группами МБДОУ «ДС №32 «Снегирек»
11. Распространение успешной практики -Выступление на собрании в МБДОУ «ДС №32 «Снегирек» с агитацией включения в работу воспитателей разнообразия по обучению грамоте детей;

-Победа в конкурсе Л.С. Выготского 2019-2020 гг.;

-Участие в работе  «Летней школы 2020» Всероссийского конкурса Л.С. Выготского;

-Размещение информации в интернет ресурсах «Образовательная среда: эффективность, качество, результат». «Развитие дошкольников посредством влияния на неречевые процессы, связанные с речью с помощью развивающего пособия «Веселый алфавит»;

-Всероссийский научно-педагогический журнал «Академия интеллектуального развития» август 2019 часть3 «Формирование грамматического строя речи – длительный и трудоемкий процесс»;

-Всероссийский сборник практико-ориентированных материалов «Мир дошколят» октябрь 2019 «Словарная работа в подготовительной логопедической группе дошкольного образовательного учреждения».

12. Риски при реализации успешной практики Отсутствие материала, времени для изготовления и применения пособия.
II. Основные содержательные характеристики успешной практики и условия её реализации
1. 1.1. Описание успешной практики:
— актуальность

 

Перед современным  обществом как никогда остро стоит проблема заинтересованности в обучении подрастающего поколения. Работу в данном направлении необходимо вести с первой ступени системы образования – дошкольного.

Именно дошкольный возраст является периодом формирования звуковой стороны речи. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения. Чтобы интересно и эффективно прошло обучение, играючи воспринялся нужный материал необходимо постоянно искать разнообразные приемы и игры. Так было оформлено пособие «Веселый алфавит».

— цели и задачи

 

Цель: создание условий для овладения звуковым анализом при изучении алфавита тем самым создавая единое пространство речевого развития ребёнка (воспитанников МБДОУ «ДС №32 «Снегирек», педагогов, родителей).

Задачи:

— учить и закреплять знания детей в умении проводить звуковой анализ слов;
— развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие;

— сделать родителей участниками образовательных отношений;
— оказать практическую помощь родителям в организации игровых занятий в домашних условиях по звуковому анализу.

— прогнозируемые образовательные результаты и эффекты Улучшение понимания понятий звука и буквы детьми, понятий гласные, согласные твердые мягкие, звонкие глухие.

Привлечение внимания родителей к интересному обучению детей.

— уникальность Восприятие учебного материала в необычной форме. Наиболее понятный метод – это когда наши дети могут посмотреть, потрогать и послушать. Это объединилось в «Веселом алфавите».
— практическая значимость В старшей группе у детей улучшаются навыки звукового анализа слов. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении в необычной запоминающейся форме. В подготовительной группе проходит знакомство со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания с помощью «Веселого алфавита» овладевают слоговым и слитным способами чтения. В ходе реализации практики  расширяются и раскрываются потенциальные возможности каждого из участников.
— возраст обучающихся 5-8 лет
— особенности обучающихся, на которых ориентирована успешная практика Практика ориентирована на детей с тяжелыми нарушениями речи т. к. детям с ТНР особенно сложно овладеть навыками звукового анализа слов, слоговой структуре слова. А при воздействии на все анализаторы и в необычной форме возможность положительного обучения увеличивается.
— охват обучающихся Работа проводится с группой компенсирующей направленности в течение учебного года.
— основные этапы реализации

 

Подготовительный этап: совместная разработка с участниками проекта, календарно-тематического плана на год, составление расписания деятельности. Изготовление пособия.

Основной этап: внедрение пособия в образовательную деятельность.

Заключительный этап: анализ проведенной работы.

1.2. Методы и технологии 1. Практический метод.

2. Словесные методы.

3. Наглядный метод.

4. Ситуационный метод.

2. Форма представления интеллектуальной деятельности обучающихся Проект, творческое задание, пособие
3. Формат взаимодействия ученых, экспертов, практикующих специалистов с детьми Совместная деятельность.
4. Форматы педагогической поддержки, реализуемые в рамках практики Индивидуальный подход, личностная траектория ребенка, творчество, инициативность, проектирование совместной деятельности.
5. Условия реализации и ресурсы:
5.1. Комфортность, доступность образовательной среды

 

— Эргономичность образовательной среды, её соответствие содержанию практики, условию сохранения физического здоровья обучающихся;

— Организация рабочей атмосферы.

5.2. Осуществление индивидуального и дифференцированного подходов в обучении Практический метод – изготовление продуктов деятельности.

Словесные методы — беседа, рассказ, чтение.

Ситуационный метод.

5.3. Кадры

 

В реализации практики заняты педагоги, учитель-логопед и родители группы.
5.4. Материально-техническая база, оборудование, программное обеспечение, цифровые ресурсы

 

Успешная практика реализуется на материально-технической базе МБДОУ «ДС № 32 «Снегирек»

 Используется следующее оборудование:

— столы, стулья по количеству детей, наборы для творчества согласно замыслу

(крупы, ткани, маленькие фигурки, пластилин, клей, картон, цветная бумага, ножницы, трафареты, стеки, фигурные дыроколы, и т.д.).

Используется следующее программное обеспечение: адаптированная основная образовательная программа  дошкольного образования  обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

5.5. Объемы и источники финансирования Внебюджетные источники.
5.6. Авторские права на успешную практику принадлежат Разработчикам
6. Контактные данные лица, ответственного в образовательном учреждении за реализацию успешной практики
— Фамилия Имя Отчество Некипелова Евгения Александровна
— должность Учитель-логопед
— телефон (раб.) 8 995 507 23 36
-адрес электронной почты nekipelowa.jenya@yandex.ru

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 32 «СНЕГИРЕК»

(МБДОУ «ДС №32 «СНЕГИРЕК»)

 

ул. Севастопольская, д. 7в, р-н Центральный, г.  Норильск, Красноярский край, 663305, телефон: (3919) 46-19-39 E-mail: mdou32@norcom.ru  дс-снегирек.рф ЕГРЮЛ (ОГРН) 1022401630767 ОКПО 58799249 ИНН/КПП 2457051671/245701001

 

Информация для размещения 

«Карта успешных образовательных практик Норильска»

Проект «Веселый алфавит»

 

Сегодня перед современным  обществом остро стоит проблема дать равные возможности в обучении всем детям. Работая в группе компенсирующей направленности, замечаешь, что с каждым годом численность детей с нарушениями речевого развития растет. Детям с тяжелыми нарушениями речи особенно сложно овладеть навыками общения.

Мы знаем, что в старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

За девять лет работы учителем-логопедом в логопедической группе было использовано и придумано большое количество приемов для обозначения и объяснения детям правил звукового анализа, разницы между звуком и буквой. Наиболее понятный метод – это когда наши дети могут посмотреть, потрогать и послушать. Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие.

Поэтому были придуманы «Необычные алфавиты»:

— алфавит из зерен кофе (Буквы привлекают необычностью форм, ощущением, когда изучаешь элементы буквы, запоминается неповторимый аромат);

— вязаный алфавит (Буквы помогают с помощью цветового оформления запомнить звуки, определить мягкость и твердость с помощью наполнения буквы. Эти буквы привлекают детей напоминая им мягкую игрушку. В игре с ними дети легко запоминают звуки и букву обозначающую их)

— алфавит «Природная азбука! Я умею, я смогу, я сам сделаю алфавит!» (Дети вместе с родителями делали (по мере изучения звуков и букв) буквы из природного материала (кофе, разные крупы, камешки и т.д.). Такое необычное изготовление букв способствовало их запоминанию)

— алфавит для улицы. (Буквы, сделанные из поролона (в цвете гласные звуки – красные, согласные твердые – синие, согласные мягкие – зеленые) и упакованы в прозрачные квадраты (для удобства эксплуатации) с цветными крючками для игр и набором картинок к данному алфавиту). Играя с такими буквами, в звуковом обозначении цветом дети повторяют пройденный материал на прогулке).

Имея столько пособий для улучшения качества запоминания букв, звуков и их характеристик, захотелось соединить все в одном пособии «Веселый алфавит». Алфавит, который бы был в группе для наглядного объяснения характеристик звуков (гласные, согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие, так чтобы было детям понятно, что два звука может быть у одной буквы) и их обозначающих на письме букв и который могли бы изготовить родители дома вместе с ребенком для более яркого запоминания.

Целью практики является, создание условий для овладения звуковым анализом при изучении алфавита тем самым создавая единое пространство речевого развития ребёнка.

Задачи:

— учить и закреплять знания детей в умении проводить звуковой анализ слов;

— развивать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие;

— сделать родителей участниками образовательных отношений;

— оказать практическую помощь родителям в организации игровых занятий в домашних условиях по звуковому анализу.

Воспитательно-образовательная деятельность осуществляется на базе МБДОУ «ДС № 32 «Снегирек».

Результаты практики представлены в форме совместно изготовленных пособий и проведенных мероприятий.

В ходе реализации практики по итогам опроса значительно повысился интерес детей, педагогов, родителей к образовательному процессу.

Игровая среда внутри и за пределами детского сада наполнилась новыми идеями и пособиями.

 

Куратор проекта: Некипелова Евгения Александровна, учитель-логопед МБДОУ «ДС №32 «Снегирек»

Контактная информация:

Адрес: 663300, Красноярский край, город Норильск, Центральный район, улица Севастопольская, дом 7 «в».

Телефон: (3919) 46-19-39

Официальный сайт: ДС-СНЕГИРЕК.РФ

Email: mdou 32@ norcom.ru