Страничка учителя-логопеда: Некипелова Евгения Александровна

Некипелова Евгения Александровна —

учитель-логопед высшей категории в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ»

Младший дошкольный возраст

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. К. Д. Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка. Говоря о ее изучении, он писал: «грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между животными» (Ушинский К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку//Избр.пед.соч. – М., 1954. – Т.2. – С.693.)

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («кошка поймала мыша», «я хочу хлебушка с солем»). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу (отмочь); «не пустю» вместо не пущу (отпускать); «возъмил» вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Детей следует учить правильно, изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки.

Основное содержание работы:

-обращать внимание на изменение слов по падежам,

-согласованию существительных с прилагательными в роде и числе,

-употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.

Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций.

Игры для детей младшего дошкольного возраста по большей части проводятся с игрушками.

Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества – цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка.

Рассмотрим ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи. В основном это, по определению Е. И. Тихеевой, игры номенклатурного характера, в которых называются предметы, их качества, свойства, состояния, взаимоотношения, расположение.

С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно использовать игру «Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла). Вначале ребенку предлагают усадить куклу за стол, под стол, около стола (понимание значения предлогов). Затем меняем местоположение куклы (за столом, на столе, под столом), а ребенок отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменяя по падежам слово стол. Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм.

Для усвоения предлогов и падежей проводится игра в прятки.

В гости пришла кукла Маша. Она хочет поиграть в прятки: «Давайте поиграем, вы будете прятаться, а я искать. Прячьтесь скорее!»

Взрослый подсказывает ребенку, куда спрятаться, а Маша отгадывает.

Далее Маша: «Теперь я буду прятаться, а вы будете меня искать и говорить, куда я спряталась».

Маша прячется под стол.

Где Маша? – Под столом.

Маша прячется за ширму.

Где Маша? – За ширмой. И т.д.

Игру «Угадай, чего не стало?» можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку часто наблюдаются ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не больше двух-трех, чтобы внимание ребенка было направлено на правильное изменение слова.

У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для ее усвоения можно рекомендовать дидактическую игру «Волшебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок. Игрушки (соответственно и картинки) подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Ребенок должен иметь возможность сравнить слова и выделить существительное среднего рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительным согласуется прилагательное.

Например, для игры «Волшебный мешочек» подбирают такие игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. В ходе игры ребенок достаёт игрушки по одной и отвечают на вопросы: что это? Какое яблоко? (Красное, круглое, сладкое) Какой мячик? (Красный, круглый, резиновый.)

В процессе рассматривания предметных картинок ребенок называют предмет, отвечают на вопросы: кто это? Какой петушок? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться в родовой принадлежности последнего.

Со временем задание усложняют – ребенок должен ориентироваться на род существительного при определении предмета по его признакам

Для закрепления в речи ребенка форм глаголов эффективны игры-драматизации типа «День куклы», «Утро в кукольном доме».

В игре-драматизации «Что делает кукла» дети учатся изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.

Разыгрываются бытовые сценки: кукла встает, умывается, одевается, завтракает, рисует, играет, поет.

–Что уже сделала кукла? (Нарисовала, спела, сплясала.) (Изменение глагола по временам.)

После того как ребенок назовёт действия, можно предложить попросить куклу что-то сделать (спеть, нарисовать).

–Давайте попросим Сашу, чтобы она спела: «Саша, спой, пожалуйста! Нарисуй, пожалуйста!» (Повелительное наклонение)

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей младшего и среднего возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков.

Особенности проведения игр с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для ребенка, образует взрослый. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно предоставлять ребенку самостоятельность. Для этого лучше идти от трудной формы (образует взрослый) к легкой (образуют ребенок), от множественного числа – к единственному: «Котята – это когда их много, а если один? (Котенок) Утята – это когда их много, а если один?» (Утенок) Обычно в этих случаях ошибок не бывает. Можно познакомить детей и с другими формами изменения слов, чтобы новое слово употреблялось в разных падежах: утенок – утенка – утята – утят – утятами.

Для предупреждения ошибок перед началом игры в процессе уточнения правил, рассматривания игрушек, активизации словаря следует давать образец трудной формы, упражнять ребенка в ее употреблении (повторение ребенком слова вслед за взрослым с выделением голосом окончания). Таким образом, будет формироваться умение ориентироваться на звуковую сторону слова.

Средний дошкольный возраст

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется:

-продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных,

-согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов,

-формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам,

-осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.

Большую роль в обучении продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни ребенку предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми он встречался и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Игры усложняются, в дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).

Повышаются требования к детям. Взрослый добивается от детей четкости и внятности произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая растущее у ребенка осознание особенностей речи, педагог привлекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенка», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).

В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных.

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» универсальна для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе подбирают более трудные слова: туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий.

Эту же игру можно использовать для усвоения категории винительного падежа. Довольно часто дети допускают ошибки при употреблении винительного падежа, так как одушевленные и неодушевленные существительные изменяются по-разному.

На столе что? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).

На столе кто? – Утки, собачки, кролики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).

Кого вы видите? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, винит, падеж).

Что вы видите? – Чашки, ложки, тарелки (множ. число, винит, падеж).

Кого не стало? – Уток, собачек, кроликов (множ. число, родит, падеж).

Чего не стало? – Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).

Упражнение для усвоения категории винительного падежа можно включить в игру-драматизацию «День рождения куклы Кати». Гости дарят кукле подарки.

Что они подарили Кате?

Миша подарил мячик, Коля – маленького утеночка, другие дети подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным.

С ребенком этого возраста можно использовать словесные упражнения.

Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно? Как можно сказать про бумагу? Какая она?

Зеленая трава. А как можно сказать про дерево? Какое оно? Как сказать про ведро? Какое оно?

Более сложное задание – подбор к прилагательному существительного в определенной грамматической форме.

Красный бант, красный цветок. Про что еще можно сказать красный!

Голубое небо. Про что еще можно сказать голубое? (Платье, блюдце, ведро.)

Синяя чашка. Про что еще можно сказать синяя?

Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа.

Рассматриваются овощи или фрукты, лежащие на подносе.

Что это? (Груша.) Какая она? (Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.)

Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое.)

Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтый, кислый, большой, шершавый.)

Затем дети по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов.

Желтый, кислый, большой, шершавый. Что это?

Красное, сладкое, вкусное, круглое, большое. Что это?

Желтая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Учить детей правильно употреблять несклоняемые имена существительные помогают серии картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно».

Показывается первая картинка.

Что это? (Пальто.) Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто синего цвета. Синее пальто)

А у меня зеленое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя?

Вторая картинка.

Что нарисовано? (Шкафчик) В нем висят пальто. Много пальто.

(Образец)

Сколько пальто в шкафу? (Много пальто) А здесь сколько пальто? (Три пальто) и т.д.

А. М. Бородин предлагает прием отраженной речи с формулировкой вопроса, с которым можно обратиться к персонажу игры:

Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?»

Спроси у Оли: «Какое у тебя пальто?»

Попроси Машу: «Расскажи о своем пальто».

Становлению грамматической стороны речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.

На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» можно увидеть употребление ребенком разных форм глагола:

— не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!;

— плачет, плачешь, плакать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь;

— лиса – дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпросила; испугалась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю;

— заяц – плачет, горюет, лапками слезы вытирает; стали жить да поживать.

Использование прямой речи: Идет старый медведь.

О чем, заинька, плачешь?

Как же мне, медведюшка, не плакать.

Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Нет, не выгонишь.

Нет, выгоню.

Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам.

Навыки употребления глаголов закрепляются в играх.

Приведем пример игры на употребление глаголов.

Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).

В гости к детям приходит медвежонок, он умеет выполнять просьбы, только надо его правильно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!»

Здесь игровое действие может быть критерием правильности речи ребенка.

Мишка ложится лишь в том случае, если слово сказано грамматически правильно. Воспитатель выясняет, почему Мишка не выполняет какую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация.

Требует специальных упражнений разноспрягаемый глагол хотеть. Для его усвоения используются игры («Что вы хотите делать?» – «Мы хотим играть, плясать, а ты хочешь плясать?» – «Хочу». – «Мы хотим плясать» и т.д.), игровые упражнения с игрушками («Оля и Таня, вы хотите послушать стихи?» – «Хотим». – «Оля, ты хочешь?» – «Хочу»).

Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку? Вы хотите посмотреть, как Мишка делает гимнастику?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посуду? Вы хотите поставить на стол хлеб?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок? Сережа, как ты думаешь, Оля хочет с тобой играть?»).

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.

Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения:

-согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол),

-употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными,

-формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно.

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

От постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.

Правильными методическими приемами взрослый побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, взрослый напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята, и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Ребенок образуют эту форму самостоятельно.

Рассмотрим несколько примеров игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи.

Для усвоения родовой принадлежности.

Игра «Опиши картинку».

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Взрослый спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)

Для образца дается описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Далее можно предложить ребенку отгадать несколько загадок:

Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье)

Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша)

Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яблоко)

Дидактическая игра «Три рейки» (по типу игры из альбома О. И. Соловьевой).

Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Можно предложить ребенку сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем ребенок должен разложить картинки на рейках в том же порядке.

«А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)

У меня маленькое пианино. А у тебя что? – А у меня большое пианино.

У меня высокий дом. А у тебя что? – А у меня низкий дом.

Про что можно сказать маленькое! (Про ведро, окно, блюдце, яблоко,)

Про что можно сказать маленькой! (Про девочку, шубку, варежку.)

Про что можно сказать маленький (Про мальчика, домик, грибок, ребенка.)

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание ребенка акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.

Игры и упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

Словесные упражнения.

«Чего нет у Тани?»

Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы.)

А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто)

«Один и много».

Вначале взрослый – ведущий.

У меня один чулок. А у тебя? – У меня много чулок.

У меня один носок. А у тебя? – У меня много носков.

У меня один гольф. А у тебя? – У меня много гольфов.

У меня одни рейтузы. А тебя? – У меня много рейтуз и т.д.

Упражнения на подбор глаголов. «Кто что умеет делать».

Собака – лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

Кошка – мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.

«Кто больше назовет действий».

Что можно делать с водой? – Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить.

Что можно делать с мячом? – Играть, бросать, ловить, пинать.

Что можно делать с цветами? – Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать.

«Где что можно делать».

Что можно делать в лесу? – Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать.

Что можно делать на реке? – Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу.

Усложняются задания на употребление глаголов одеть – надеть, одеть – раздеть, надеть – снять, на спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением (наверху, внизу, слева, напротив, между).

Для введения в речь причастий можно использовать упражнения с картинками и словесные:

Мальчик читает. Какой мальчик? – Читающий мальчик.

Мальчик рисует. – Рисующий мальчик.

Самолет летит, гудит. – Летящий, гудящий самолет.

Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. – Желтеющий, зеленеющий, краснеющий, шуршащий лист.

Следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка. Итак, можно найти много способов создания культурной речевой среды.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры: ребенок чем-то огорчен, он жалуется родителю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку; ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки; ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.

 Используемая литература:

— Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

— Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Изд. 4-е. М., «Просвещение», 1972.

— Игры в логопедической работе с детьми /Ред.-сост. В. И. Селиверстов.— М., 1987.

Формирование грамматического строя речи

Развитие речи детей

Буклет «Су-Джок и психогимнастика»

Специфика работы учителя-логопеда в детском саду