Страничка учителя-логопеда: Некипелова Евгения Александровна

Некипелова Евгения Александровна —

учитель-логопед высшей категории в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

«Ясность – главное достоинство речи»

Аристотель

К основным направлениям деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) относятся:

  • Диагностическая деятельность
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Консультативная работа с родителями и педагогами
  • Методическая деятельность
  • Аналитическая деятельность 

Итак, диагностическая деятельность учителя-логопеда в ДОУ определяет тактику коррекционно-развивающего воздействия, выбор методов, приемов и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность представляет:

  • Раннее выявление детей нуждающихся в помощи.

Обследование воспитанников общеразвивающих  групп  и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. Результатом проведенной диагностики является подготовка материалов для психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк) с  целью комплектования специализированных групп для детей с тяжелым нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

  • Стартовое логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей.

Подразумевает изучение речевого (артикуляционный аппарат, дыхание, звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематическое восприятие, анализ, синтез, лексико-грамматическая сторона речи, особенности связной речи, темпо-ритмическая характеристика), познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

  • Наблюдение в процессе обучения, диагностика.

Анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ представляет собой интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

В рамках логопедической группы коррекционно-развивающие направления деятельности учителя-логопеда:

  • Занятия учителя-логопеда с детьми по утвержденным лексическим и грамматическим темам (непосредственно образовательная деятельность).
  • Индивидуальные занятия с детьми по звукопостановке и совершенствованию всех компонентов речи.
  • Совместная деятельность с педагогом-психологом (стимулирование психологической базы речи).
  • Совместная деятельность с воспитателями.
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя (развитие темпо-ритмической организации речи).
  • Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре (развитию общей моторики детей).

Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

— Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

— Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

— Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук, Су-Джок терапия);

-Упражнения на развитие фонематических процессов;

— Коррекция звукопроизношения разными способами;

— Автоматизация звуков в слогах, словах и в речи;

— Дифференциация звуков в слогах, словах и в речи;

— Обогащение словарного запаса;

— Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве.

В основу работы положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа учителя-логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.

Основными направлениями  консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
  • Обучение основным приёмам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика,  некоторые виды логопедических игр, основные правила  (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Методическая деятельность учителя-логопеда ДОУ включает в себя:

  • разработку методических рекомендаций для воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
  • перспективное планирование;
  • изучение и обобщение передового опыта;
  • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
  • обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
  • поиск наилучших средств коррекции речи детей;
  • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
  • самообразование;
  • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

Аналитическая работа позволит учителю-логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

-Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

-Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

-Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

-Подведение итогов работы за учебный год.

Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

Актуальность логопедической работы растет с каждым годом, т. к. увеличивается количество детей с речевыми проблемами. Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью. Без речевой функции психика не будет полноценно развиваться. Ученые доказали (Д.Б. Эльконин и др.), что эффективнее всего работать с устранением нарушением в дошкольном возрасте. Без овладения устной речи не будет письма и чтения. Ограничение социальных контактов негативно сказывается на развитии личности. Должно быть, правильное комплексное воздействие на проблему. Чтобы выходя из детского сада, дети были полноценно готовы к следующей ступени своей жизни – школе,  умели разговаривать, понимали, что они говорят и для чего. Подводя итог о важности логопедической работы можно обратиться к словам Конфуция: «Достаточно, чтобы слова выражали смысл».

 

Буклет «Су-Джок и психогимнастика»