Страничка учителя-логопеда: Некипелова Евгения Александровна

Некипелова Евгения Александровна —

учитель-логопед высшей категории в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Воспитание звуковой культуры речи

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения.
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую* и орфоэпическую* правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

• формирование правильного звукопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
• воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой ударения;
• формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
• выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
• воспитание культуры речевого общения как части этикета.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
 развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
 развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с нарушениями произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с нарушенным произношением не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Поэтому необходимо воспитывать звуковую культуру речи!

__________________________________________________________________
*Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), а также интонацию.
*Орфоэпия — совокупность правил устной речи, закрепленных в литературном языке (нормы произношения и ударения).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
«Слово есть первый признак сознательной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира»
К.С. Аксаков
Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. В 10–11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства.
К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация (отделение) звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.
Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.
К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.
Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.
Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф.Ф.Pay).
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У детей недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т.д.). Здесь следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствах речи детей.
Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).
Одной из причин неправильной речи детей М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи, и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Хорошо развитая речь – главная составляющая гармоничного и полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у него речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому актуальной становится задача своевременного речевого развития!
Дети среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типичны «обратная замена» звуков или «переупотребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук – «шлон», «шобака»).
У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов.
В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции.
В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Под влиянием обучения значительная часть детей начинает правильно оценивать произношение товарищей и свое собственное.
На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.
СТАРШИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
На шестом году необходимо совершенствовать артикуляцию звуков, закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
Учить различать на слух и произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ж-з, с-ш, з-ж.
Работу со звуками необходимо вести более углубленно.
Формирование звукопроизношения — это систематическая работа с ребенком, способствующая своевременному усвоению произношения, всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Обучение правильному звукопроизношению включает несколько этапов:
I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики (артикуляционные упражнения), речевого слуха, речевого дыхания.
Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь взрослого.
Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.
В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).
Для развития речевого слуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.
II этап — становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. Постановку звука проводит учитель-логопед.
III этап – закрепление и автоматизация звуков.
Автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры — в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина).
При автоматизации звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.
В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль детской речи и контрольные упражнения. Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10–20 раз. Взрослый показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.
Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Речь взрослого должна быть абсолютно правильной, литературной и служить образцом для подражания детьми — ритмичной, плавной, оптимальной по громкости — не чрезмерно тихой, потому что это может снизить слуховое восприятие и терять внимание воспитанников, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению.
IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок.
Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, т.к. добирая воздух, заканчивают длинное предложение на вдохе. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале взрослый напоминает текст, затем ребенок несколько раз проговаривают его.
На седьмом году происходит осознанное развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи. Поэтому необходимо совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Развитие функций звукового анализа и синтеза
проводится по следующему плану:
• Выделение изучаемого звука на фоне слова (есть или отсутствует).
• Нахождение звука в начале и конце слова (например, по вопросам: «Какой первый звук в слове «дом»? Какой последний — в слове «мак»?).
• Выделение ударного гласного из слова.
• Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук [Ы] в слове «крыша»? Перед каким?).
• Определение последовательности и количества звуков в слове (Сколько звуков в слове «дом»? Какой первый, второй, последний – их характеристика.
• Услышать, запомнить, соединить и сказать слово из отдельных звуков, например: Ш-А-Р-Ф — шарф, П-А-У-К – паук.
Так же необходимо вести работу по воспитанию интонационно-звуковой выразительности речи и над орфоэпически правильной речью.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, грамматически правильной, связной речи.

_________________________________________________________________
Используемая литература:
— Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.

Звуковая культура речи

Формирование грамматического строя речи

Развитие речи детей

Буклет «Су-Джок и психогимнастика»

Специфика работы учителя-логопеда в детском саду